Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 6
_________
Н.А. Годунова
31 августа 2013 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ, ФОРМАХ И СРОКАХ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1 Основной задачей
промежуточной аттестации является установление фактического уровня и динамики
достижения обучающимися планируемых результатов (предметных, метапредметных,
личностных) освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
1.2 Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном
учреждении, федеральными государственными образовательными стандартами, Уставом
МБОУ «Чернёвская СОШ» и настоящим Положением.
1.3 Положение регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы
проведения промежуточной аттестации обучающихся.
1.4 Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения
ответственности общеобразовательного учреждения за результаты образовательного
процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ
каждого года обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения
обучающимися федерального государственного образовательного стандарта,
определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в
целом.
2. Формы промежуточной
аттестации
2.1.Промежуточная
аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может проводиться в
следующих формах: итоговая контрольная работа, комплексная проверочная работа,
итоговый опрос, тестирование, защита творческих работ, защита проектов.
2.2. В соответствии с требованиями ФГОС НОО приоритетными в диагностике
становятся метапредметные диагностические работы. Метапредметные
диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от
ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
2.3. В промежуточную аттестацию на ступени начального общего образования
включена диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных
формах (диагностическая работа, результаты наблюдения). Такая диагностика
предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков,
обозначение жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. В
целях конфиденциальности и безопасности данная диагностика проводится в виде
неперсонифицированных работ. Работы, выполняемые учениками, не подписываются, и
таблицы, в которых собираются данные, показывают результаты только по классу
или школе в целом, а не по конкретному ученику.
2.4. Вводятся следующие формы контроля результатов освоения ООП:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств
по заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по
саморефлексии конкретной деятельности),
- результаты учебных проектов,
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
3. Порядок промежуточной
аттестации
3.1. Промежуточная
аттестация обучающихся проводится с 3 класса по учебным четвертям.
3.2. Обучающимся 1, 2-х классов отметки не выставляются. Успешность освоения
школьниками программ в этот период характеризуется только качественной оценкой.
4. Формы и методы оценки
обучающихся по ФГОС
4.1. В соответствии с
ФГОС меняется инструментарий – формы и методы оценки. Изменяется традиционная
оценочно-отметочная шкала (так называемая «пятибалльная»). Шкала становится по
принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником простой учебной
задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном
уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может
стремиться.
4.2. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую
овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности
ставится отдельная отметка.
4.3. Средством накопления информации об образовательных результатах ученика
является портфель достижений (портфолио). Итоговая оценка за начальную школу
(решение о переводе на следующую ступень образования) принимается с учетом всех
результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных),
накопленных за четыре года обучения в начальной школе.
4.4. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой
диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным
предметам.
4.5. Основные разделы «Портфолио»:
- показатели предметных результатов (контрольные и комплексные работы, данные
из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным
предметам);
- показатели метапредметных результатов;
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
5. Система оценки
образовательных результатов
5.1. Результаты ученика
– это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач
(личностных, метапредметных, предметных).
5.2. Оценка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение
конкретным действием (умением).
5.3. В соответствии с требованиями ФГОС ведутся «Таблицы образовательных
результатов». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми
должен и может овладеть ученик, и размещаются в «Рабочем журнале учителя» в
бумажном или в электронном варианте.
В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было
основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки выставляются по 5-ти бальной
системе.
5.4. Ведутся три группы таблиц образовательных результатов:
- таблицы предметных результатов - литературное чтение (1-4 кл.),
русский язык (1-4 кл.), математика (1-4 кл.), окружающий мир (1-4 кл.),
технология (1-4 кл.), изобразительное искусство (1-4 кл.).
- таблицы метапредметных результатов: регулятивные универсальные учебные
действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), познавательные универсальные учебные действия
(1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), коммуникативные универсальные учебные действия (1-2
кл., 3-4 кл.).
- таблицы личностных неперсонифицированных результатов (1-2 кл., 3-4
кл.).
5.5. Отметки заносятся в таблицы образовательных результатов:
- за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы
(не менее одного раза в год),
- за предметные контрольные работы (не менее одного раза в четверть).
5.6. Типы оценок:
- текущие (за задачи, решенные при изучении новой темы);
- за тематические проверочные (контрольные) работы (отметка выставляется
обязательно всем ученикам с правом пересдачи хотя бы 1 раз).
5.7. Определение итоговых оценок:
- предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных
результатов (среднее арифметическое баллов);
- итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе
положительных результатов, накопленных учеником в портфеле достижений
(портфолио), а также на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных
результатов.
5.8. Итоговая оценка за ступень начальной школы
- это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на
основании трёх показателей:
- комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений»;
- совокупность всех образовательных результатов);
- результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике
(освоение опорной системы знаний – через решение задач);
- результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и
итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень
метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).
На основе трёх этих показателей формулируется один из трёх возможных
выводов-оценок результатов по предметам и УУД:
Вывод-оценка
(о возможности продолжения образования на следующей ступени)
|
Показатели
(процентные показатели установлены авторами примерной ООП)
|
Комплексная оценка
(данные «Портфеля достижений»)
|
Итоговые работы
(русский язык, математика и межпредметная работа)
|
1. Не овладел опорной
системой знаний и необходимыми учебными действиями
|
Не зафиксировано
достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной
программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)
|
Правильно выполнено
менее 50% заданий необходимого (базового) уровня
|
2.Овладел опорной
системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их
для решения простых стандартных задач
|
Достижение планируемых
результатов по всем основным разделам образовательной программы как
минимум с оценкой «зачтено»/«нормально»
|
Правильно НЕ менее 50%
заданий необходимого (базового) уровня
|
3. Овладел опорной
системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том
числе при решении нестандартных задач
|
Достижение планируемых
результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы
с оценкой «хорошо» или «отлично»
|
Правильно не менее 65%
заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального
балла за выполнение заданий повышенного уровня
|
На основании итоговой
оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о
переводе ученика на следующую ступень образования.
5.9. В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только
положительную и не различаемую по уровням фиксацию:
- учитель у себя в таблице результатов ставит «+»;
- ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.
В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется
целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за
отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи
(выполнение задания).
|